Минимаркеты выглядят не очень. Может быть, в ближайшем к вам, пыльные полки заставлены пачками чипсов и печенья, а кассир, сидящий рядом с сигаретами и бутылочками мини-шампуня, принимает только наличные. В некоторых местах эти семейные магазины представляют собой простые придорожные ларьки или киоски. В основном они работали одинаково на протяжении десятилетий: многие до сих пор заказывают товары по телефону и ведут свои бухгалтерские книги на бумаге.
Эти магазины настолько обыденны, что легко упустить из виду жизненно важную роль, которую они играют в местных сообществах и в мировой экономике. В развивающемся мире, где продуктовые магазины в западном стиле не распространены, многие люди полагаются на них, чтобы купить большую часть своей еды и других предметов домашнего обихода. В Индии на эти кираны приходится более 70% всех потребительских покупок. В Индонезии почти 80 процентов продуктов покупаются в традиционных магазинах варунги. В целом мировой рынок таких магазинов стоит не менее 900 миллиардов долларов.
Так что неудивительно, что когда технологическая индустрия смотрит на эти магазины, она видит знаки доллара. За последние несколько лет возникли десятки стартапов, получивших от инвесторов более 1 миллиарда долларов, которые превратили семейные магазины в цифровые магазины и мини-технологические центры. В Египте продавцы теперь могут пополнять свои полки с помощью приложения; в Нигерии магазины теперь работают как псевдобанки; а в Китае потребители теперь могут получать онлайн-заказы на продукты в подобных магазинах. Крупные корпорации и даже Джефф Безос находятся на пике популярности — основатель Amazon недавно инвестировал в Ula, индонезийский стартап, который зарегистрировал более 70 000 розничных продавцов на своей платформе для заказа товаров.
Миллионы семейных магазинов уже используют те или иные технологии этих стартапов, но цифровая трансформация индустрии магазинов на углу только началась. Если все пойдет хорошо — а это еще большой вопрос — независимые магазины на глобальном Юге могут создать для себя иное будущее, чем на Западе: вместо того, чтобы быть уничтоженными технологическими компаниями, что, если они смогут научиться сосуществовать с ними?
Самые ранние стартапы, предназначенные для работы с минимаркетами, появились несколько лет назад, но этот рынок, как и многие другие, пережил настоящий бум, когда разразилась пандемия. Блокировки вынудили людей во всем мире начать покупать продукты и упакованные товары в Интернете — предметы, которые они раньше покупали в местных магазинах на углу. Технологические компании воспользовались этой возможностью, предложив приложения, которые позволили им принимать заказы в электронной коммерции, пополнять свои запасы более дешевыми продуктами и получать дополнительный доход за счет таких услуг, как доставка посылок.
В то время как технологические инвестиции в минимаркеты происходят повсюду, большая часть денег утекает в Южную и Юго-Восточную Азию, где эти магазины особенно доминируют. «В регионе десятки миллионов [small and medium-size enterprises] которые составляют основу экономики», — говорит Абхик Ананд, управляющий директор Sequoia Capital India, фирмы венчурного капитала, которая инвестировала в пять стартапов, включая ShopUp, который управляет платформой цифровой коммерции для магазинов в Бангладеш. В сентябре ShopUp объявил, что привлек 75 миллионов долларов — крупнейший раунд финансирования в Бангладеш когда-либо.
Технологические компании так заинтересованы в минимаркетах именно из-за того, насколько они распространены. Вместо того, чтобы пытаться воспроизвести инфраструктуру и знания сообщества, которые есть у этих магазинов, почему бы не воспользоваться ими? Их близость к домам людей уже дает им хорошие возможности для решения логистических проблем, с которыми сталкиваются технологические компании, например, для выяснения того, как быстро доставить посылки со склада до порога клиента. А поскольку смартфоны и соединения 4G становятся все более распространенными даже в развивающихся странах, стартапы делают ставку на то, что можно заставить эти старомодные магазины внедрить новые приложения и другие цифровые системы.
Некоторые из этих партнерств немного напоминают Uber и DoorDash: владельцы магазинов становятся рабочими, выполняя задания за плату. В Китае компании по доставке еды потратили сотни миллионов долларов на бизнес-модель, называемую групповой покупкой, которая работает как смесь Costco и Nextdoor. Соседи могут размещать оптовые заказы на продукты в приложении для обмена сообщениями WeChat, которые затем доставляются владельцу магазина на углу. В обмен на долю от продаж — скажем, несколько сотен долларов в месяц — магазин несет ответственность за распределение еды и является первым контактным лицом по любым ошибкам или проблемам. Между тем, в Нигерии, где всего около 8000 банковских отделений на более чем 200 миллионов человек, некоторые магазины увеличивают посещаемость и получают дополнительный доход, удваивая роль финансовых центров. Эта установка, называемая агентским банкингом, резко возросла во время пандемии и позволяет потребителям снимать деньги или отправлять денежные переводы в местные магазины с помощью устройства, похожего на устройство для считывания кредитных карт.
Некоторые из крупнейших мировых компаний тоже так хотят. Amazon сотрудничает с тысячами магазинов в Индии для создания сети мини-центров выполнения заказов. Более 20 000 небольших магазинов подписались на программу «У меня есть место», которая возлагает на них ответственность за доставку ближайших Amazon или облегчение самовывоза. В Южной Америке Coca-Cola запустила платформу Wabi, похожую на Uber Eats, которая позволяет магазинам принимать и доставлять заказы электронной коммерции от покупателей из близлежащих районов.
И из-за того, насколько традиционными могут быть семейные магазины, многие компании думают, что они могут получить прибыль, просто оцифровав свои самые основные операции. В Марокко стартап Chari создал простое бухгалтерское приложение, которое оцифровывает бумажные системы, которые магазины использовали для управления счетами клиентов на протяжении десятилетий, если не столетий. Исмаэль Белхаят, генеральный директор и соучредитель Chari, сказал мне, что более 50 000 магазинов подписались на услугу, которая автоматически напоминает людям о необходимости своевременно оплачивать свои счета. И, как и другие стартапы в отрасли, у Chari также есть платформа электронной коммерции, которую магазины могут использовать для заказа товаров онлайн, вместо того, чтобы звонить поставщикам и затем платить наличными по прибытии товара.
Хотя стремление модернизировать магазины на углу набирает обороты, не все они находятся на пороге перехода на цифровые технологии завтра. Walmart, один из крупнейших игроков в Индии, пока, как сообщается, работает только с 1,6 млн из примерно 13 млн небольших магазинов в стране. По словам Линдси Лер, директора по платежам в компании Americas Market Intelligence, занимающейся исследованиями рынка, у многих мамочек и папочек могут быть веские причины не решаться на перемены. Некоторые продают тайно, и использование электронной коммерции может затруднить уклонение от уплаты налогов. Даже если они сообщают о своих доходах, многие владельцы магазинов считают, что наличные деньги остаются наиболее удобным способом оплаты. Самое главное, технологическим компаниям все еще нужно доказать, что то, что они предлагают, экономически выгодно и лучше, чем старый способ ведения дел. «Этот сегмент действительно сопротивляется оцифровке во многих отношениях и по многим причинам, — сказал мне Лер.
Даже те магазины, которые видят преимущества, могут с трудом ориентироваться в новых технологиях. Белхаят сказал мне, что когда владельцы магазинов, использующие Chari, готовы купить, они часто вызывают компании вместо того, чтобы просто заказывать онлайн, как предполагалось компанией. «У нас есть команда в бэк-офисе, которая в основном слушает звонки в WhatsApp и делает заказы от имени клиентов», — сказал он.
Один из рисков заключается в том, что вливание технологических денег в конечном итоге сделает эти независимые предприятия более похожими на сети. «Чем больше вы становитесь цифровым, тем больше вы подключены к Интернету», — сказал Лер. «Чем больше вы связаны с глобальными тенденциями, тем больше вы чувствуете давления, чтобы делать определенные вещи». Индийский стартап Jumbotail дает владельцам магазинов возможность открыть один из фирменных мини-маркетов J24, и С. Картик Венкатешваран, соучредитель и генеральный директор Jumbotail, сказал мне, что он представляет себе мир, в котором потребители проходят мимо четырех разных магазинов J24 на протяжении всего пути. своего дня. «Повсеместность чрезвычайно важна для нас», — сказал он, но добавил, что владельцы по-прежнему могут настраивать многие аспекты своей деятельности. «Все магазины разные».
Но другая возможность заключается в том, что, сотрудничая с технологическими компаниями, эти семейные магазины могут избежать участи быть раздавленными такими гигантами, как Walmart и Amazon, которые могут позволить себе продавать те же товары по более низким ценам. В какой-то степени это уже произошло в США, где удобства Amazon Prime отвлекли американцев от малого бизнеса. «Мы бы хотели, чтобы у Марокко и развивающихся стран была другая судьба», — сказал Белхаят.
На глобальном Юге миллионы этих любимых магазинов могут однажды стать частью новой цифровой экономики, которая сильно отличается от экономики Запада. Вместо того, чтобы переходить к крупным розничным торговцам, сообщества будут продолжать полагаться на одни и те же магазины, которые у них были на протяжении поколений, но они превратились в футуристические аванпосты, которые одновременно служат крошечными складами, банками и пунктами доставки продуктов. По крайней мере, на данный момент глобальная технологическая индустрия прибегла к старейшему трюку: если вы не можете их победить, присоединяйтесь к ним.